Воронка продаж - это классическая модель, которая используется в маркетинге. Она описывает последовательность этапов, через которые необходимо провести типичного потребителя товаров или услуги от первого привлечения внимания до получения от него денег.
Выбор образа воронки – очень удачно описывает как суть процесса, так и его динамику. Например:
Поместив рекламу на билборде, мы привлечем внимание тысячи человек.
Из них - только сто посетят наш сайт.
Десять – найдут на нем подходящий товар.
И только один сделает покупку.
Забросив в жерло воронки тысячу потенциальных клиентов, мы получили на выходе одну продажу.
В этом случае можно сказать, что конверсия (показатель, отражающий, какое количество потенциальных клиентов продвинулись к реальной покупке) на каждом этапе составила десять процентов.
А значит, чтобы сделать десять продаж, мы должны сделать как минимум одно из следующих действий:
- арендовать билборд в более людном месте, чтоб его видело большее количество людей;
- сделать рекламу более «продающей»;
- улучшить дизайн сайта и повысить квалификацию менеджеров, которые принимают заказы.
В противном случае, ожидать роста продаж не приходится.
Что дает предприятию построение воронки?
Для руководителя – понимание положение дел с продажами в целом. Выявление причин успехов и, главное, провалов, которые происходят сегодня, но повлияют на завтрашние продажи и возможность скорректировать ситуацию, сыграв на опережение.
Для специалиста по маркетингу– оценку эффективности той или иной активности. Материал для планирования кампаний в целом или их элементов, направленных на клиентов, которые находятся на определенных уровнях воронки продаж.
Для продавца– наглядную инструкцию, что когда и зачем ему нужно сделать. Напоминание того, что при переходе с одного уровня на другой, определенное количество клиентов неизбежно теряется. Возможность рассчитать, опираясь на средние цифры, какое количество клиентов ему необходимо затащить в воронку, чтобы выполнить план и каков допустимый отсев на каждом из этапов.
Кроме того воронка продаж повышает наглядность мотивации. Она показывает, в чьей зоне ответственности происходит сверхнормативная потеря потенциальных клиентов. Часто показатели KPI напрямую связывают с различными уровнями воронки продаж.
Стандартная воронка продаж выглядит следующим образом:
Но это, так сказать, абстрактная модель. Для каждой конкретной фирмы и даже для каждого конкретного продукта этапы и мероприятия, которые проводят клиента по ним – разрабатываются индивидуально. А уж показатели конверсии могут меняться в достаточно широком диапазоне. Они могут зависеть от сезона, изменений экономики в целом и ситуации на конкретном рынке в частности.
Воронка – это всегда отражение актуального состояния продаж.
Кратко сформулировать рецепт увеличения реализации в терминах воронки продаж, можно следующим образом.
Задача менеджеров – запихивать в воронку максимальное количество потенциальных покупателей, задача руководителей – максимально расширять её.
Стройте правильные воронки продаж!